[REQ_ERR: OPERATION_TIMEDOUT] [KTrafficClient] Something is wrong. Enable debug mode to see the reason. Основы конституционного права украины | pravoru55.ru
Будет интересно

Основы конституционного права украины

основы конституционного права украины

Избирательная система Украины.

Избирательное право в объективном смысле – институт конституционного права Украины, регулирующий отношения, связанные с формированием представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Нормы избирательного права закреплены 3 разделом Конституции Украины, а также Законами Украины «О выборах народных депутатов Украины» (18 октября 2001 г.), «О выборах Президента Украины» (5 марта1999 г.), «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (14 января 1998 г.).

Избирательное право в субъективном смысле – право гражданина Украины избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основы конституционного права украины

Основы организации деятельности высших органов государственной власти в Украине

Власть — одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, гце есть устойчивое объединение людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве. Сущностью государства являются отношения подчиненности.


Она всегда означает навязывание чьей-либо воли (с одной стороны) и подчинение (с другой).

Власть в Украине является единой. Она «…осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 6).

Принцип разделения властей связан с именем французского ученого Ш. Монтескье (1689 — 1755). Уже в подходе к принципу разделения власти содержалось начало их сдерживания одна другой, что позже в США при создании Конституции 1787 г.
было названо системой «сдерживаний и противовеса». Принцип разделения власти закреплен в ст. 6 Конституции Украины. Он означает:

—во-первых, разделение функций между государственными органами в соответствии с требованиями труда;

—во-вторых, закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий;

—в-третьих, наделение каждого органа возможностью противопоставлять свое мнение решению другого органа, контролируя этим в полной мере его действия.

Законодательная власть делегирована народом Верховной Раде (парламенту).

Основы конституционного права украины реферат

Для ведения предвыборной кампании законом установлены определенные гарантии деятельности кандидатов: равное право участвовать и выступать на предвыборных собраниях, митингах, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио; возможность излагать программу своей будущей деятельности; возможность иметь доверенных лиц, которые помогают в проведении избирательной кампании; освобождение кандидатов от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях; право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах соответствующего избирательного округа; неприкосновенность кандидата, которая выражается в том, что кандидат не может быть привлечен, к уголовной. ответственности, арестован, либо подвергнут мерах административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.

Голосование проводится в день выборов с 7 до 20 часов. Для выборов депутатов каждому избирателю выдается бюллетень для голосования. Избирательные бюллетени выдаются участковой избирательной комиссией на основании списка избирателей избирательного участка по предъявлении избирателем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
О получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования.

Важноimportant
Глава 19 основы конституционного права украины

Украина —одно из крупнейших (после России) постсоциалистичес­ких государств. В официальном его названии нет слова «республика», но ст. 5конституции Украины 1996г. устанавливает, что Украина является республикой. До 1991г. (до заключения Беловежских соглашений руко­водителями Белоруссии, Украины и России, провозглашения ими выхода из СССР и создания нового объединения —Содружества Независимых Государств) Украинская Советская Социалистическая Республика была союзной республикой в составе СССР.


Инфоinfo
Правда, еще до этого был принят акт о ее суверенитете (принят Верховным советом Украины, а затем одобрен на референдуме 1декабря 1991г.). По размерам территории Украина несколько превосходит Францию, ее население (51млн. чело­век) немногим меньше населения Франции. Украина занимает 23-е место в мире по объему ВВП (в стоимостном выражении) после Тайваня и Саудовской Аравии и 65-е место —по доле ВВП на душу населения (после Болгарии).

§ 1.Конституция Украины

Подготовка и принятие конституции.До 1996г.


конституция Ук­раины состояла из нескольких разновременных документов: действова­ли некоторые положения конституции 1978г.; многочисленные поправ­ки, принятые к ней (например, о введении должности президента респуб­лики); Конституционный договор 1995г.

Вместе с тем при принятии конституции в Верховной раде отмечалось, что базирование части черноморского флота, принадлежа­щего России, будет сохранено на правах аренды. Положение о возмож­ности временной аренды вошло в переходные положения конституции.

Демократический характер государства выражается прежде всего в нормах о принадлежности власти народу, право определять и изменять конституционный строй принадлежит исключительно народу, оно не

421

может быть кем-либо узурпировано. Конституция закрепляет основные принципы демократического государства: разделение властей, парла­ментаризм, местное самоуправление, права личности и их гарантии и т.д.

Социальный характер государства находит свое выражение в положени­ях об экологической безопасности (в связи с этим в конституции упоми­нается о Чернобыльской атомной катастрофе), о защите генофонда укра­инского народа, о социальной защите военнослужащих, о развитии укра­инского языка и языков национальных меньшинств, а также в положени­ях, посвященных правам личности (например, о минимальной оплате труда, различных видах социальной защиты, бесплатном образовании). Правовой характер украинского государства связан с закреплением «принципа верховенства права», который находит свое выражение в том, что конституция имеет высшую юридическую силу и остальные право­вые акты должны соответствовать ей.

Основы конституционного права украины и снг кратко

Завершил процедуру принятия Республики Крым в состав России Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образованы новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Конституция Украины не претерпела каких-либо изменений в связи с описанными выше событиями и по-прежнему содержит указание на Автономную Республику Крым как на неотъемлемую часть Украины. 15 апреля 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон № 4473-1 «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», в соответствии с которым территории Автономной Республики Крым и Севастополя признаются временно оккупированными Российской Федерацией.

Последствиями политического кризиса, касающимися государственного устройства Украины, явились также рост популярности идеи федерализации и многочисленные акции протеста против новых украинских властей, в особенности на востоке Украины (Донецкая, Харьковская, Луганская области).

Законодательную власть в Украине осуществляет однопалатный парламент — Верховная Рада Украины («рада» в переводе с украинского означает «совет»), состоящая из четырехсот пятидесяти народных депутатов Украины, которые избираются на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

В. период с 2004 по 2010 гг.

Основы конституционного права украины кратко

Маркс) гражданскому обществу, не отрицание верховенства государственной власти на территории страны под предлогом борьбы с этатизмом (безосновательно отождествляемым с тоталитаризмом) определяют прогрессивное и демократическое развитие страны, а прежде всего служебная, обслуживающая роль государства в отношении гражданского общества, воссоздание для него нормальных демократических условий развития.

§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.

Демократический характер новой Конституции вытекает не только из принципов конституционного строя, но и из норм, определяющих правовое положение личности, установленных во втором разделе Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Этот раздел является одним из ключевых в Конституции, поскольку одна из основ правовой государственности — идея утверждения и обеспечения прав и свобод человека.

Правовое положение личности — это сложное понятие, включающее правовое состояние личности, общую правоспособность, политико-правовые принципы, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Основой правового положения личности выступают права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые образуют правовой статус личности.


Ядром правового статуса личности, и, в целом, правового положения личности является конституционный статус личности.

Принципы конституционного права украины

Выборы связаны со сложным комплексом общественных отношений, участниками которых являются государство в лице уполномоченных на то органов государственной власти, избирательные комиссии, политические партии, избирательные блоки, общественные организации, собрания избирателей, трудовые коллективы, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, избиратели и др.

Избирательная система — это совокупность упорядоченных общественных отношений, связанных с выборами органов государства и местного самоуправления.

В своей основе эта система регулируется нормами конституционного права, но не сводится лишь к конституционным правоотношениям. Она регулируется и неправовыми нормами — корпоративными, моральными и др.

Понятие «избирательная система» употребляется также и в ином значении как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Основными избирательными системами в этом смысле являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система (от французского majore — большинство) предусматривает голосование за персонального кандидата.
Побеждает тот, кто получит более 50% голосов избирателей (мажоритарная система абсолютного большинства), или тот, кто наберет голосов больше, чем каждый из его конкурентов в отдельности (мажоритарная система относительного большинства).

Пропорциональная (от лат.

Премьер-министра Украины.

Кабинет Министров Украины обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента; разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития; осуществляет управление объектами государственной собственности; разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Государственного бюджета, представляет Верховной Раде отчет о его исполнении; осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, общественного порядка, борьбы с преступностью; организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти.

Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром Украины.

Полномочия Кабинета Министров могут быть прекращены досрочно в случае принятия Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинету Министров Украины; равным образом Верховная Рада вправе досрочно прекратить полномочия отдельных членов Кабинета Министров Украины.

Судебная власть в Украине осуществляется исключительно судами: Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

МИД Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины-

— принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента Украины;

— определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к гражданству Украины;

— регистрируют утрату гражданства Украины лицами, постоянно поживающими за границей;

— ведут учет граждан Украины, постоянно проживающих за границей.

Правовое положение других основных правовых состояний личности в Украине (иностранства, безгражданства) регулируется Конституцией и Законом Украины «О правовом статусе иностранцев».

Принципы, конституционного статуса личности имеют важное значение, поскольку устанавливают комплекс руководящих идей, составляющих политико- правовой фундамент правового положения личности. Все другие институты и нормы, определяющие правовое положение человека и гражданина, базируются на этих принципах.

Конституция закрепляет следующие принципы:

— человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность — наивысшая социальная ценность (ст. 3);

— свободное развитие личности (ст. 23);

— неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека (ст. 21);

— неограниченность правового статуса человека и гражданина их конституционным статусом (ст.

Вниманиеattention
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ ПОСТ

Особенности выборов Президента Украины предусматривает ст. 103 Конституции, в которой определяются:

— принципы выборов (общее, равное, прямое избирательное право путем тайного голосования);

— срок пребывания в должности — 5 лет;

—условия избрания на этот пост (проживание в Украине в течение десяти последних перед выборами лет, гражданство Украины);

— обязательное владение украинским языком;

— возраст не менее 35 лет.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд. Тот, кто выбрал президентское кресло, не может занимать другие должности, заниматься предпринимательской деятельностью и т.п. (ст. 103).

Конституция определяет срок пребывания в должности (5 лет) и время выборов — последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента.

Вступление Президента на свой пост освещено в ст. 104 Конституции. В ней речь вдет о том, что новоизбранный Президент Украины вступает на свой пост не позже чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов с момента принесения присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины.


Ее содержание помещено в Конституции, однако не указано, на чем приносится присяга.

В бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу вносятся в алфавитном порядке все зарегистрированные в этом округе кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, должности (занятия), места работы и жительства, партийности.

В бюллетень для голосования по многомандатному общегосударственному избирательному округу вносятся названия политических партий, избирательных блоков партий в порядке, определенном жеребьевкой, которую проводит центральная избирательная комиссия после регистрации списков кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий с обязательным перечнем политических партий, образовавших избирательный блок, а также с указанием фамилии с инициалами первых пяти кандидатов из внесенного каждой политической партией, избирательным блоком партий списка кандидатов в депутаты.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат в депутаты, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, относительно других кандидатов, баллотировавшихся в данном избирательном округе.

Право быть избранным по многомандатному общегосударственному избирательному округу получают кандидаты в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий, преодолевших 4 % барьер голосов избирателей.

ПРОКУРАТУРА

Раздел VIII Конституции посвящен прокуратуре. Прокуратура не принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Она функционирует как независимый государственный орган и составляет единую систему (ст.
121).

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуроры, а также военные прокуроры. Единство системы обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору Украины.

Генеральный прокурор назначается на должность с согласия Верховной Рады Президентом Украины и освобождается от должности Президентом Украины, причем при освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется. Здесь заложен механизм сдерживания противовесов между законодательной и исполнительной властью.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Основные функции прокуратуры изложены в ст.
5 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями и Конституции Украины (ст. 121).

При анализе положений ст. 5 Закона и ст.

Мировая практика свидетельствует, что никакая сфера национального права какой либо страны не может развиваться, если она не базируется на конституционных принципах или нормах конституционного законодательства или если, тем более, противоречит им.

Кроме того, предметом конституционно-правового регулирования есть отношения, которые определяют принадлежность к гражданству, принципы, которые характеризуют положение человека в обществе и государстве, ее основные права, свободы и обязанности.

Эти отношения регулируются прежде всего вторым разделом Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Они являются основоположными для всех социальных связей, которые формируют общество, определяют основы статуса человека. Предметом конституционного регулирования являются формы непосредственной демократии, прежде всего выборы, референдумы, система органов государственной власти, основы их функционирования, деятельность органов местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституционного Суда Украины, прокуратуры Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, порядок их создания, компетенции, основных форм деятельности.

Украины с целью обеспечения реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам официального толкования Конституции и Законов Украины (п. 4 ст. 13 Закона) являются: — официальные лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства); — юридические лица.

4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения.

По результатам рассмотрения дел в отношении конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым Конституционный Суд Украины принимает решения.

Конституционный Суд дает заключения по вопросам официального толкования Конституции и законов Украины, о соответствии Конституции действующим международным договорам Украины или тем международным договорам, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность, относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Решения и заключения Конституционного Суда Украины мотивируются письменно, подписываются отдельно судьями Конституционного Суда Украины, которые голосовали за их принятие и которые голосовали против их принятия, и обнародуются.

Права и свобода человека и гражданина.

Права человека – это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.

Эти права неотъемлемы (запрещается любое посягательство на эти права), неотчуждаемы (человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком).

Права гражданина – это права члена государственного организованного гражданского общества.

Категории права человека и права гражданина неоднозначны и находятся в следующих взаимоотношениях:

1. Права человека – это понятие, которое охватывает более широкий круг людей, чем понятие права гражданина. Сюда входят: граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства (ст.26)

2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *